Вечер – прекрасное время для семейного досуга. Возвращаясь с работы, мама и папа рассчитывают на отдых и общение с детьми. Но на пороге их встречает ребенок с невыполненным домашним заданием. Такая ситуация может мгновенно испортить настроение. Ведь выполнение «домашки» часто вызывает раздражение, крики, слезы и заканчивается ссорами.
Так может и не нужно родителю вникать в школьную программу, вспоминать теоремы по геометрии и формулы по физике? Что думают по этому поводу специалисты? Рассказывает педагог-психолог начальной Ломоносовской школы Анна Исаева.
Домашнее задание дается для того, чтобы у школьника была возможность закрепить пройденный в школе материал, потренироваться в решении, повторить правила, сделать работу над ошибками. И смысл не в том, какую отметку поставит учитель за выполнение уроков, а в том, что это время, когда ученик пытается самостоятельно проанализировать: что он уже умеет, а что еще нужно «подтянуть».
Конечно, включенность родителей в учебный процесс очень важна: от установок мамы и папы зависит мотивация к учебе, отношение к домашнему заданию. Если мама настаивает на аккуратном ведении тетради, а папа утверждает, что он и с кляксами в тетради как-то вырос, то скорее всего ученик не придаст значения чистоте в тетрадке. Или, допустим, один из родителей постоянно твердит, что эти формулы ни разу в жизни ему не пригодились, тогда и школьник не увидит смысла разбираться в ненужной информации.
Учитываем возраст ученика
Участие родителей в процессе выполнения домашнего задания зависит от возраста ребенка. В начальной школе важно научить его делать уроки:
Но не делать их за ученика! Постепенно роль родителя в выполнении домашнего задания должна уменьшаться и в конечном итоге сойти на нет.
Негативные последствия
Активное включение в домашнюю работу или выполнение задания за ребенка самостоятельности не научит. Ученик привыкнет рассчитывать на помощь взрослого, а на контрольной работе в школе может просто растеряться.
Также совместное выполнение уроков не позволяет развивать у ребенка ответственность. Ему всегда есть на кого «свалить» свои ошибки в домашней работе: «мне мама так сказала», «это папа меня так научил».
А еще, образование не стоит на месте, в технологиях решения учебных задач постоянно что-то меняется. И если родители помнят из школьной программы один способ выполнения задания и предлагают его ребенку дома, а в школе учат другому способу, то можно запутать ученика, и он потеряет интерес к учебе в целом.
Почему возникает желание вмешаться в уроки?
Что делать? Вспомнить, что обучение – это процесс, в котором неизбежны трудности и ошибки. «На ошибках учатся» – гласит известное выражение. Если запретить ребенку совершать ошибки, он может начать бояться что-либо делать. Именно так формируется мотивация избегания неудач. Если же ученик пробует новое, экспериментирует, выполняет задания и ошибается, а взрослые поддерживают его, анализируют вместе с ним трудности и помогают с ними справиться, то формируется мотивация преодоления трудностей, мотивация достижений.
Что делать? Развивайте самостоятельность. Иначе ребенок привыкнет к указаниям, и в будущем станет хорошим исполнителем, но будет испытывать сложности с тем, чтобы проявлять инициативу, брать на себя ответственность и решать проблемы.
Что делать? Научиться вместе с ребенком воспринимать отметку как оценку конкретных знаний; как сигнал, что где-то недоучил или был невнимателен. Вместе анализировать работу, находить ошибки, искать способы их исправить, тогда и отметка будет более высокая. И, главное, дать понять ребенку, что если он получил «2» или «3», то он не стал плохим сыном или дочерью, а остается хорошим и любимым, а с трудностями в школе вы вместе обязательно справитесь.
При этом, если в электронном дневнике вы заметили, что по какому-то предмету резко снизилась успеваемость, поговорите с ребенком и попробуйте прояснить причину. Может возник конфликт с учителем, или он не понял какую-то тему и теперь новый материал не усваивается. Обязательно обратитесь к педагогу, помогите разобраться с трудностями, а при необходимости возьмите несколько уроков у репетитора.
Чего делать не стоит?
Часто родители прибегают к маленьким хитростям. Например, пробуют подкупить ребенка: «Получишь 5 за контрольную, купим новую игрушку», «Закончишь четверть хорошо – будет тебе приставка». Несколько раз это может сработать, но что делать, когда запросы вырастут? Попытки договориться зайдут в тупик. Так формируется мотив материального поощрения. Есть вероятность, что в дальнейшем ученик за любое свое действие будет требовать плату, и не только за выполнение учебных обязанностей, но и домашних дел.
Как могут помочь родители?
Кстати, по СанПин оптимальное время на выполнение уроков зависит от возраста школьника: